Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

дверь door

Почти нефантастика

Я пересёкся с Романом Суржиковым на сетевом конвенте "Белое Пятно" десять лет назад. Тогда он выставил на конкурс свою "Девятую пространства". Мне выпало оценивать его группу и Я поставил рассказу максимальный балл, за непривычный для сетературы профессионализм. Как ни удивительно, но мнения "стаи товарищей" по перу не совпали с моим. Впрочем, спустя несколько месяцев этот рассказ был опубликован в сборнике "Зона высадки".
Потом читал фантастическую повесть "Второй закон", с великолепно реализованным фантдопущением, но прямолинейную, без особой интриги. И вот снова попались его книги.

Роман Суржиков "Ферзь – одинокая фигура"

Это детектив с лёгкой инъекцией социальной фантастики. Доза фантастики настолько мала, что книгу можно окрестить политическим триллером и продавать тем читателям, который морщатся при слове "фантастика". Книга великолепна. И бьёт читателя в самые уязвимые места.
У фантастики есть одна проблема - ею трудно напугать. Драконы, сжигающие людей людей заживо, зомби, хрустящие костями, страшные вирусы... Это всё не воспринимается серьёзно - где-то в глубине мозга мигает неоновая надпись "так не бывает". Так вот, книга пробивает трещину в этой защите - так бывает, так может быть, так уже есть. Особенно если учесть, что действие книги происходит не в какой-нибудь Нарнии, а в самом обычном Киеве нашего времени. Нет ничего фантастического в ситуации, когда некое полезное умение люди начинают использовать во зло. С благими целями, конечно. Знаем, плавали.
Оценка: 4 из 4
дверь door

Миры Ольги Ларионовой

Может, кто и забыл. Может, кто и никогда не знал...

Ольга Ларионова "Звездочка-Во-Лбу"
Повесть, в которую как в матрёшку вошли архетипы современных жанров фантастики - космооперы, фентези, попаданцев (гаремника и ЛитРПГ нет, извините). Написано коротко, красиво, с любовью к героям и с уважением к читателю. Написано четверть века назад, сейчас так не умеют.
Оценка: 4 из 4

Ольга Ларионова "Леопард с вершины Килиманджаро"

Книга о жизни, любви и смерти - в их экстремальных значениях. Книга о Выборе, который, к счастью, не стоит перед нами. Где-то созвучно "Возвращению со звёзд" Лема и "Городу" Саймака, хотя книга совсем не о том. Перечитывать книгу нелегко, но прочитать один раз - архиважно и архинужно.
Оценка: 4 из 4
дверь door

Дмитрий Нелин "Охотник на читеров" (пока 7 томов)

Автор сразу разъяснил потенциальным читателям, что его книги не только (и не столько) развлекательное чтиво, но и самоучитель по Осознанным Сновидениям. Попытки втиснуть в одну книгу коня и трепетную лань встречаются часто, большинство неудачны, но встречаются исключения. Кроме того, в книге из двух половинок одна часть всегда более сильная, а вторая слабее. Что вышло у автора ?

О литературной части. Вначале автор подавал свою книгу как "ЛитРПГ в необычном сеттинге", но было очевидно, что ЛитРПГ там и не пахнет - это городское фентези с ведьмами, магами, артефакторами и прочими привычными элементами (ближе к середине автор и сам признал это). В книге есть всё, что нужно хорошей, крепкосбитой фентези. Харизматичный герой, который из "подай-принеси" постепенно дорастает до супербойца. Куча магических фракций (включая государственные органы), которые находятся в постоянном противостоянии друг с другом. Старый учитель, магические артефакты и существа из других миров. Куча баб, которые никак не могут поделить главного героя с его могучим оружием (это про пару магических пистолетов, а не то, что вы подумали).

Кстати о бабах. В книге полно секса во всех его проявлениях, кроме гомосексуального. Но, в отличие от гаремников авторов пубертатного периода, для героя секс - либо способ добиться чего-либо, либо просто приятное времяпровождение. Не ищите в книге ни ромфанта, ни эротики - там нет ни того, ни другого. Только бизнес, бэби.

Теперь по второй половине - самоучителю. Автор пытался писать в стиле "магического реализма" ("вы можете добиться тех же успехов, если выполните пару несложных приёмов"), но быстро плюнул на самоограничения и стал фантазировать в полный рост. Так, например, затащить в свой сон какой-то предмет из реальности в принципе несложно. А вот вытащить артефакт из сна в реальность - "сильное колдунство, однако", которого не добиться дыхательными упражнениями. Многие психологические практики (вычитание, перепросмотр) вполне применимы в реальности, они не имеют прямого отношения к Осознанным Сновидениям.

Честно сказать, книги автора показывают читателю, почему НЕ стоит заниматься Осознанными Сновидениями. Ты, читатель, тратишь порядочный кусок своей жизни на упражнения и тренировки, рискуешь впасть в кому или попасть в психушку... Но если тебе повезло - в результате ты оказываешься в обществе шизоидных фриков-одиночек, единственное развлечение которых - меряться органами и издеваться друг над другом. При этом ты не получаешь ни сверх-силы, ни сверх-способностей, ни даже бабок. "Похоже на какое-то наедалово." (с) Главный герой семь книг учился убивать взглядом, а чтобы научиться убивать пистолетом, ему хватило пары глав.

Книга украшена прекрасно выполненными иллюстрациями. Поэтому её не рекомендуется читать на рабочем месте.
https://author.today/u/dimnelin/series
Оценка: 3 из 4
дверь door

Взгляд с той стороны

Было бы интересно написать зомби+РеалРПГ со стороны зомби. Ну, то есть, вначале все события звучат как "Хр... Мням... Хрум-хрум...Хр..." Потом герой растёт в уровнях, начинает осознавать себя, чувствовать кроме голода ещё боль и злость. Ближе к концу первой книги наш герой осознаёт полную картину окружающего его мира. И начинает вести бескомпромиссную борьбу с этими вкусными белотелыми существами, которые подло, из за угла убивают его собратьев.

Пы.Сы. Кто вспомнил "Цветы для Элджернона" - тот молодец.
дверь door

РеалРПГ из ненаписанного

"Пока ты думаешь, враг качается. Пока ты рефлексируешь, враг качается. Пока ты качаешься, враг качается, поэтому тебе надо качаться быстрее, выше, сильнее, чем враг, иначе прокачавшийся враг при встрече сломает тебе качели." (с)

Чой-то народ на АТ ударился в РеалРПГ. Чтобы писать фентези нужна фантазия, чтобы писать попаданцев нужны знания, а чтобы писать РеалРПГ нужны только сильные руки. И если Данияр Сугралинов своей книгой "Level Up" попал в яблочко, то большинство его последователей зря стучали костями по клавиатуре.

Упомяну пару исключений - авторов, которые в даже сеттинге "РеалРПГ+зомби" пишут настоящие книги (по крайней мере, на данный момент - книги далеко не закончены).
Первая - долгострой Нестерова "Мальбрук домой собрался":
https://author.today/work/34622
Вторая - результат неудержимого "срача в камментах", начало новой книги Мусанифа "Физрук":
https://author.today/work/40263

Что удивительно, книги ощутимо похожи - интеллигентностью текста, что ли... Герои книг выполняют "квесты", решая сложные задачи, а не убивая зомби десятками и сотнями. Но если у Нестерова выходит серьёзная книга о поведении людей в экстремальной ситуации, то у Мусанифа, как обычно, натуральный стёб и крышесносящие диалоги.

Обе книги стоят того, чтобы их прочитали - разумеется, когда (если) авторы их допишут на заявленном уровне.
дверь door

ЛитРПГ и другие звери

Григорий Шаргородский "Заблудшая душа" (Трилогия)
С одной стороны, это фентези с необычным фантдопущением и интересной интригой. С другой... Написано как-то по-детски, как будто школьник писал сочинение "как я провёл лето". Нет, с грамотностью всё в порядке, но сам стиль... Пытался читать, пропуская страницы текста, но всё равно не смог.
Оценка: 1 из 4

Константин Калбазов "Неигрок"

Парализованный мент попадает в виртуальную игру и начинает нести там Добро и Справедливость, всячески умучивая злых, нехороших игроков. Вся книга о том, кто из участников первым найдёт в игре очередной недокументированный баг и использует его с максимальным вредом. Дочитал, но послевкусие как от рыбьего жира.
Оценка: 2 из 4

Данияр Сугралинов "Дисгардиум" (пока два тома)

ЛитРПГ с хорошей дозой реала. Направлено, похоже, на тинейджеров: в наличии дружба, первая любовь, поиск своего места в жизни, бунт против системы. Вроде бы всё хорошо и всё на месте, но чего-то не хватает. Чего-то, что отличает отличную книгу от профессионально написанной. Эмпатия ? Искренность ?
Оценка: 2 из 4
дверь door

Владимир Ильин "Напряжение (5)"

– Тем более, вы послушайте: «Еремеев придет – порядок наведет»! – Горячился Давыдов, для верности прижимая своего бледного кандидата за плечи. – Да на фоне нынешнего бардака!
– А придет-наведет с любой фамилией рифмуется. – Задавленно отметил тот.
– А вы помните об этом. – Вымолвил Мстиславский, глядя Еремееву в глаза.
дверь door

Письмо Моськи Слону

Если в ресторане котлета окажется сырой, то постараюсь больше не приходить в этот ресторан, и всех друзей-родственников отговорю. Не буду говорить в рамках прививаемой тактичности: «эта котлета придётся по вкусу не всем». Это просто сырая котлета. Да, мне известно, что есть любители экстрима, которые любят есть сырое мясо. Но моё к ним отношение такое же, как и к сырым котлетам – они находятся снаружи моих представлений о допустимых отклонениях реальности.

Последние четверть века нам постоянно рассказывают, что мы рылом не вышли оценивать Высокое Искусство (да и что угодно). Не «лист, закрашенный чёрной краской», а «великое событие в изобразительном искусстве», не «тупой фильм с нелогичным сценарием», а «артхаусный проект для ценителей». Право оценивать отдано на откуп людям с красивыми лицами.

Творцы внезапно забыли, что они слуги народа, которые вкушают блага на средства потребителя. Хорошо, художники никогда не зависели от широких масс, ориентируясь только на запросы меценатов и элиты. Хорошо, кинематография смогла переползти в сладкий сегмент госзаказа и грантов (пусть там и сидит в гетто). Но у писателей-то таких шансов нет ! Никто не предложит грант за книгу о «Российской Империи от Пекина до Вашингтона» или за «ещё более полный справочник о жертвах Сталина». Приходится писать то, что люди хотят читать.

Поэтому оценка потребителя для профессионального писателя важнее оценки критика. И потребитель становится важным элементом финансового успеха книги. Или провала. Поэтому потребителю нет никакого смысла замыкать на себя область действия своего мнения: «мне не понравилось, но два миллиона хомячков прочтут с удовольствием». Если не понравилось мне, то вернее всего не понравится и моим друзьям, и моим соратникам по чтению книг. Почему бы не предупредить их сразу ? Ведь время (и деньги), потраченное на чтение плохих книг, они могут потратить на книги хорошие.

Кстати, ресурс АТ очень негативно относится к критике книг, которые продаёт (что, в общем-то логично). Даже придумали специальную самоподдерживающуюся систему, когда рассерженные почитатели таланта гневно минусуют отрицательные отзывы. Правда, это не помогает.