Алекс (hoholusa) wrote,
Алекс
hoholusa

Ренессанс: как это было

В нескольких ЖиЖешных спорах Я утыкался носом в явление Ренессанса. В основном оппоненты использовали это явление для критики Церкви (христианско-католической, понятное дело, другой под руками не было) и объяснений того, что «раньше всё было плохо, а потом стало хорошо». По этому поводу у Меня есть некоторые сомнения. Сразу скажу, что не пытаюсь притянуть себе лавры Фоменко и Суворова. Я ни разу не историк, мои знания ограничиваются школьным учебником и мировой паутиной.

Основные сомнения вызывает аспект Возрождения, который называется «влияние античности». Все источники упоминают «возврат к истокам» античности как несущую идею Возрождения. Но стоит начать задавать вопросы, и всё становится не так очевидно. Итак…

1. Где находится исток античности ? В любом социальном, культурном, религиозном течении можно найти автора или группу авторов. Обычно кто-то один рождает идею, его ученики дорабатывают идею и разносят её по городам-сёлам, ученики учеников профанируют идею и делают её общедоступной. В античных мотивах Ренессанса мы не видим первой и второй стадии. Античные мотивы вдруг одновременно возникают из ниоткуда у всех творцов, начиная с гениального Да Винчи и кончая последним деревенским мазилой. Отчего возникает следующий вопрос.

2. Откуда такая синхронность ? Напомню, что в раннем Ренессансе не было Интернета. Скажу больше, тогда и книг с газетами не было – не изобрёл ещё Гуттенберг свой станок. Основными способами передачи информации были различные документы, издаваемые знатью и Церковью и ими же распространяемые. Ещё были, естественно, слухи и сплетни, передаваемые купцами и путешественниками. Но сомнительно, чтобы таким способом можно было передать информацию по, скажем, новым стандартам скульптуры. Следствием отсутствия возможностей быстро передавать информацию должна быть следующая картина: «новая культура» расползается из одной географической точки, медленно покрывая всё большие пространства. На самом деле картина другая: «новая культура» возникает одновременно в нескольких культурных центрах, как будто кто-то вылил в колодцы пробирки с «вирусом античности».

3. Откуда взялись знания ? У нас есть много вопросов к ХХ-му веку, на которые мы не знаем ответов. Зачем Гесс летел в Англию ? Кто убил Кеннеди ? Жив ли Элвис ? А ведь в ХХ-м веке (всего лишь 60-70 лет назад) к сохранению бумажек относились ревностно. Римская Империя официально закончилась в V-м веке, Древняя Греция – гораздо раньше. После наступили «тёмные века» власти Церкви. Науки, как нам известно, не поощрялись, сведения о древних веках, как минимум, не сохранялись, как максимум, уничтожались. И вот – нам всем пришёл Ренессанс ! Оказывается, античная культура великолепно сохранилась, словно и не прошли сотни лет: слегка стряхнуть с неё пыль и всё в порядке. Все точно знают, как надо «антично» сочинять стихи, писать картины и лепить статуи. Хорошо хоть успехи архитектуры можно объяснить «изучением сохранившихся образцов». Хотя пока никому не удалось построить ещё одну египетскую пирамиду.

4. А что в это время делала Церковь ? Что ни говори, а Церковь в эти годы занимала главенствующее положение. Успешно «разобравшись» с манихейством и павликианством, она готовилась в традиционной форме решить «проблему» катаров. Ещё не развеялся дым от костра Гуса, а Лютер ещё не собирался сломать напополам христианство. Как Церковь должна была воспринять «античные мотивы» ? Напрашивается ответ: очень плохо. Не для того сотни лет повсюду огнём и мечом насаждался монотеизм, чтобы заигрывать с культурой, базирующейся на пирамиде греческих и римских богов... То есть, Европа должна была «украситься» кострами. Этого не происходило. Наоборот, античная культура Возрождения «просачивалась» в религиозные ниши.

Как это всё могло произойти ? Моя гипотеза (практически не подкреплённая какими-то доказательствами): Возрождение было запланировано и проведено в жизнь иерархами Церкви. Только у них были для этого возможности, способности, технические и материальные средства. Предчувствуя грядущие кризисы и начинающееся (продолжающееся) противостояние со светской властью, было принято решение «отпустить поводья», сделать Церковь более привлекательной для зарождающейся светской элиты. Решение было в чём-то правильным, но, судя по последующим, событиям, не смогло остановить кризис.
Tags: Тезисы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments